Экспертное мнение

Закрытое небо Катара
Опубликовано: 19.06.2017
В рамках спецпроектов: В мире, Внешнеполитическая экспертиза

Не так давно мир наблюдал череду разрыва дипломатических отношений некоторых государств с Катаром. Этими странами стали как крупные игроки на мировой политической и экономической арене, среди которых Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Египет, так и их полноценные сторонники – например, Коморские острова и Мальдивы, которые просто не могут не поддержать первых во многих решениях. 

В общей сложности, на сегодняшний день, это 10 государств – Коморские острова, Мавритания, Йемен, Ливия, Бахрейн, Египет, ОАЭ, Саудовская Аравия, Маврикий и Мальдивская Республика. Причиной всему в том, что Катар обвиняют в поддержке экстремизма, в том числе террористической организации «Исламское государство» (в России запрещена) и во вмешательстве в свои внутренние дела[1].

Разрыв дипломатических отношений существенно усложнил жизнь национальному авиаперевозчику Катара – Qatar Airways. Перевозчик вынужден балансировать между политическими решениями соседей и экономической составляющей функционирования в авиационном бизнесе. Авиакомпания, занимающая одну из лидирующих позиций в мире по уровню своего развития и качеству сервиса, рискует существенно снизить свои показатели из-за того, что происходит сегодня в политике Ближнего Востока.

До 1993 года в регионе Персидского залива успешно развивалась авиакомпания Gulf Air, организованная как холдинг и национальный перевозчик для четырех государств – Бахрейна, Катара, Омана и эмирата Абу-Даби путем приобретения регионального перевозчика Великобритании в странах Персидского залива[2] (BOAC – British Overseas Airways Corporation). Стремление к более независимому экономическому развитию привело к потребности создания национальных перевозчиков в каждом из этих государств. Немаловажен здесь и успешный пример развития основного конкурента Gulf Air –авиакомпании эмирата Дубай Emirates. Так, первым из холдинга вышел Катар, в 1993 году создав национальную авиакомпанию Qatar Airways. Позже из холдинга вышли и другие страны, что привело к тому, что Gulf Air сегодня де-факто является национальным лишь для Бахрейна, а в каждом из упомянутых выше государств появились свои успешно развивающиеся авиакомпании.

Стоит отметить, что регион этот крайне выгоден в географическом смысле для развития транзитных перевозок между абсолютно всеми частями света. Рост и развитие экономики Катара и ОАЭ привели к тому, что сегодня Qatar Airways, Emirates и Etihad Airways конкурируют между собой за более привлекательные стыковки в Дохе, Дубае и Абу-Даби соответственно, предоставляя одинаково высококлассный сервис.

Хотя глава МИД Королевства Саудовской Аравии (КСА) Адель аль-Джубеир и заявил, что как таковой блокады Катара нет[3], все же стоит задуматься о последствиях таких решений, как закрытие воздушного пространства КСА для такого маленького государства как Катар. Безусловно, как таковой блокады может быть и нет, потому что Катар не ограничен со всех сторон воздушным пространством КСА. Зато его полностью окружает воздушное пространство маленького соседа, островного Бахрейна, поэтому все рейсы в Доху, так или иначе вынуждены выполняться через его воздушное пространство. Воздушное же пространство Катара ограничено лишь границами самого государства (см. иллюстрацию[4]).

Анищ.jpg

Законодательно КСА имеет полное право на закрытие своего воздушного пространства. Дело в том, что Саудовская Аравия так и не подписала Соглашение о транзите по международным воздушным линиям (IASTA), известное также, как «Соглашение о двух свободах». Заключается оно в том, что страны-участницы соглашения предоставляют право пересекать воздушное пространство иностранного государства без посадки[5]. На сегодняшний день соглашение ратифицировано 129 странами. Такие крупные игроки мирового сообщества как Россия, Бразилия, Китай, Саудовская Аравия и Канада, вышедшая из соглашения в 1988 году, имеют более строгий надзор за своим воздушным пространством в силу своего стратегического положения, нежели предписано Соглашением, и предоставляют право на его использование на основании отдельных двусторонних соглашений. Поэтому, ратифицировавшие это Соглашение, наряду с самим Катаром, Бахрейн и ОАЭ не смогут закрыть свое воздушное пространство для Катара. Разве что они не выйдут ради этого из Соглашения. А вот ввести запрет на посадку в аэропортах на своей территории страны-участницы могут. Аналогичным правом, кстати воспользовалась Россия, закрыв свое пространство для украинских воздушных судов, в ответ на такое же решение Украины в отношении РФ.

Тем не менее, на сегодняшний день, в связи с разрывом дипломатических отношений, Qatar Airways не могут выполнять полеты в КСА, Египет, Бахрейн, ОАЭ и другие страны региона. ОАЭ, кстати, пошли дальше и закрыли на своей территории и все офисы Qatar Airways[6]. В общей сложности авиакомпания потеряла около 40 ежедневных рейсов, что очевидно негативно скажется на прибыли, не говоря уже о возврате денег за уже оформленные авиабилеты и вынужденном простое воздушных судов, которые ранее были задействованы на данных направлениях. Среднее время в пути, например, из африканских городов, с учетом облета воздушного пространства Саудовской Аравии, увеличилось на час-полтора[7]. Это безусловно увеличивает расход топлива и негативно сказывается на транзитной привлекательности Дохи при перелетах в третьи страны, т.к. время в пути таким образом увеличивается в разы.

Не имея юридической возможности полного закрытия своего воздушного пространства, Бахрейн сократил для Катара количество разрешенных для использования воздушных коридоров до одного-двух. Таким образом, учитывая ежедневный объем перевозок Qatar Airways, это приводит к высокой загруженности воздушного пространства и наносит ущерб регулярности перевозок[8].

В этой ситуации страдает и крупнейший аэропорт Катара – международный аэропорт Дохи Хамад. Ведь наряду с отменой многих рейсов базового перевозчика, в аэропорт прекратили выполнять полеты многие иностранные авиакомпании, среди которых Emirates, Etihad Airways, Saudia, Egypt Air и другие, каждая из которых выполняла в Доху не по одному ежедневному рейсу.

Сложившаяся ситуация безусловно на руку основным конкурентам Qatar Airways – Etihad Airways и Emirates, которые могут существенно нарастить свои пассажиропотоки за счет тех пассажиров, которые предпочтут меньшее время в пути и более привлекательный в политическом отношении город для транзита. Кстати, ситуация так же выгодна и для другого перевозчика, на сей раз турецкого – Turkish Airlines. Турецкая авиакомпания и так занимает немаловажное место в линейке привлекательных транзитных перевозчиков, а с усложнением жизни Qatar Airways ее позиции в этом плане могут улучшиться.  В этой ситуации Qatar Airways скорее всего придется предлагать более выгодные тарифные продукты, а значит повысить риск работы в убыток.

Пока не совсем ясно как разрешится сложившаяся политическая ситуация, сможет ли Катар пойти на определенные уступки. Научный руководитель Института востоковедения РАН Виталий Наумкин в своем интервью «Интерфаксу» допустил, что страны Персидского залива и Катар договорятся, о чем свидетельствует то, что к урегулированию кризиса подключились многие глобальные и региональные игроки – Кувейт, Оман, Турция, США, и, похоже, Россия[9].

Генеральный директор Qatar Airways господин Акбар Аль-Бакер в интервью телеканалу «Аль-Джазира» заявил, что подобные ограничения, с которыми столкнулась авиакомпания, не могут считаться законными, т.к. авиакомпания не является политической организацией. Он также отметил, что компания обратилась в ИКАО для содействия в решении проблемы с ограничениями в производственной деятельности[10].

Тем не менее, в пресс-релизе компании сообщается, что несмотря на сложности, большая часть рейсов выполняется по расписанию, планомерно внедряются новинки сервиса, а запланированное открытие новых рейсов остается в силе[11]. Это же с оптимизмом отметил и генеральный директор компании, заявив, что ничто не помешает компании продолжить намеченный путь развития[12].

Для граждан России сложившаяся картина, в принципе, не существенна, разве что Qatar Airways не выбран в качестве перевозчика в города, куда компания приостановила полеты, или в Африку, время в пути куда может увеличиться. Рейсы в Москву выполняются без ограничений.

К сожалению, эта ситуация лишний раз доказывает, что во многих политических решениях, в первую очередь страдают люди. Накладываемые ограничения на транспорт существенно снижают возможности людей на перемещения из одной точки в другую, ограничения на бизнес – на возможности улучшения качества жизни. Многими пассажирами Qatar Airways являются те, кто в Катаре лишь работает, поэтому для них проблема рискует осложниться тем, что с эскалацией конфликта добираться домой придется с двумя-тремя пересадками, причем не факт, что воздушным путем. Остается надеяться, что мировая политика начнет серьезнее относиться к проблемам простых граждан и стараться не усложнять им жизнь, всесторонне оценивая риски принимаем решений. Естественно, не в ущерб борьбе с терроризмом и другими мировыми проблемами.




[1] http://www.rbc.ru/rbcfreenews/593802c79a794760510e6ccd

[2] https://www.gulfair.com/English/aboutgulfair/Pages/History.aspx

[3] https://news.am/rus/news/395214.html

[4] http://www.businessinsider.com/qatar-airways-banned-from-crucial-airspace-2017-6 (перевод автора)

[5] International Air Services Transit Agreement (IASTA), Article 1, Section 1

[6] https://lenta.ru/news/2017/06/06/qatar_airways/

[7] по статистическим данным FlightRadar24 - веб-сервиса, позволяющего в реальном времени наблюдать за положением воздушных судов

[8] http://www.businessinsider.com/qatar-airways-banned-from-crucial-airspace-2017-6

[9] http://www.interfax.ru/interview/566009

[10] http://www.aljazeera.com/news/2017/06/qatar-airways-services-largely-unaffected-gulf-ban-17061413593...

[11] https://www.qatarairways.com/en/press-releases/2017/June/qatar-airways_-global-operations-resilient-...

[12] http://www.prnewswire.com/news-releases/qatar-airways-global-operations-running-smoothly-with-majori...


Поддержка сайта Nowmedia