Экспертное мнение

Насколько актуален проект ГАС "Выборы" в преддверии президентских выборов в России?
Арский Александр Александрович
Кандидат экономических наук, доцент кафедры теории и практики таможенного дела Московского финансово-юридического университета (МФЮА), учредитель и ответственный редактор научно-практического журнала «Маркетинг и логистика»
Опубликовано: 15.05.2017

Сущность, замысел и функционал Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» (далее - ГАС «Выборы») регламентирован Федеральным законом «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» от 10.01.2003 № 20-ФЗ, замысел же уходит к истокам становления российской государственности после распада СССР и, соответственно необходимости транспарентно реализовывать права граждан на волеизъявление по важнейшим вопросам государственного развития в условиях нескольких альтернатив. 

Подробно с функционалом и назначением ГАС «Выборы» можно ознакомиться на сайте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, при этом при всей масштабности задач, решаемых данной информационной системой, возникнет резонный, актуальный вопрос о защите данной системы от влияния извне.

Руководители некоторых западных спецслужб, чье воспаленное воображение было разогрето предвыборной риторикой в США, пообещали «наказать Россию за кибер-атаки» не предъявив доказательств, по сути, выставили себя посмешищем перед собственными налогоплательщиками, объявляя Дональда Трампа агентом Кремля. Функционеры уходят (как, например, директор ФБР Джеймс Коми), но дело их, возможно, живет. Многие представители политического истеблишмента приняли на вооружение антироссийскую пропаганду как имидживый инструмент продвижения себя и своей команды в различных ветвях власти США и не намерены долго держать «меч в ножнах». Справедливо отметить, что и выборы в Европе не обходятся без «следа Кремля», об атаках «русских хакеров» в Европе не говорят разве только на кулинарных шоу и прогнозах погоды.

Принимая во внимание политический аспект, можно уверенно заявить о потенциальном «интересе» западных спецслужб и некоторых представителей западного политического истеблишмента в функционировании ГАС «Выборы», при проведении референдумов и выборов всех уровней в Российской Федерации. Безусловно, вероятность эффективной манипуляции с итогами голосования, крайне мала, так как информация дублируется, в том числе и на материальных носителях, но сам факт «сбоя» системы может быть полезен тем силам, которые служат не инструментом внутреннего созидания в социуме, но инструментом внешнего воздействия, инструментом проведения определенных деструктивных идей в российский социум. При этом деструктивные инструменты, хоть люди и обладающие сознанием, но могут и не отдавать отчета о истинных целях использования их заинтересованными лицами. Таким образом, не только эволюционное развитие ГАС «Выборы» в динамической среде научно-технического прогресса является задачей уполномоченных государственных органов, но и её превентивное реагирование на возможные угрозы, влияние извне.

Экономический аспект ГАС «Выборы» состоит в достижении максимальной экономической эффективности использования системы, состоящей в формировании продукта – информации о ходе мероприятия с минимальными операционными издержками. Конституционное право гражданина на волеизъявление и получение результатов плебисцита должно (и может) быть реализовано с минимальными издержками при гарантированной защите сохранности и истинности предоставленных данных. Информационная безопасность и безопасность информационной системы в частности динамическая среда, затраты на совершенствование платформы программного обеспечения, материальной части – оправданные затраты, особенно в свете недавних атак на государственные серверы Российской Федерации, при которых, по некоторым данным используется программное обеспечение Агентства национальной безопасности США.

Существует у системы и немалый экспортный потенциал, точнее потенциал использования опыта и методик команды профессионалов при разработке и адаптации системы под государственную специфику того или иного заказчика, российские компании-разработчики (производители) могут сформировать специфическую нишу на рынке государственных программных продуктов.

http://cikrf.ru/gas/

Материал подготовлен в сотрудничестве с Информационно-аналитическим агентством "Внешнеполитическая Экспертиза".

Поддержка сайта Nowmedia