Статья

Как справиться с «вековым застоем» в экономике
Опубликовано: 16.09.2016
В рамках спецпроекта: В мире

Бо́льшая часть мировой экономики, в том числе наиболее развитые её части, в последние годы находится в рамках модели медленно падающего роста ВВП. Это заставляет задуматься, не становится ли ситуация постоянной, иначе говоря, тем, что называют «вековым застоем». Вероятно, это мнение заслуживает пристального внимания, но ему не хватает четкости, чтобы усилить полезность дискурса на эту тему. К тому же, существуют разнообразные силы, подавляющие рост экономики – и не все они находятся под нашим контролем.

Как справиться с «вековым застоем» в экономике

Безусловно, существуют веские доводы в пользу того, что в ближайшем будущем со многими препятствующими росту факторами, с которыми мы сталкиваемся в настоящее время, будет сложно справиться (если это вообще возможно), не подвергая при этом опасности будущий рост и стабильность. Комплекс этих непрекращающихся условий можно назвать «Вековой застой 1» (ВЗ1)

Первый показатель того, что мы переживаем ВЗ1, относится к технологии. Как утверждает экономист Роберт Гордон, если страна испытывает снижение продуктивности в сфере технологических инноваций, потенциальный долгосрочный рост будет приостановлен. Даже если темпы развития инновации не слишком сильно замедлились, или они быстро вернутся к норме, понадобится время, чтобы необходимая структурная адаптация и поведенческие изменения принесли сопутствующий рост продуктивности.

Второе условие ВЗ1 коренится в повышенной неопределенности роста экономики, в отсутствии полной гарантии занятости населения, неясности ряда устаревших нормативно-правовых актов и других сегментов общего развития, которые могли бы повлиять на рост инвестиций и потребление. Люди просто не знают, собираются ли их правительства продвигаться в борьбе с дефляцией, растущим социальным неравенством, что делают для решения проблем социальной и политической фрагментации и восстановления как экономического роста, так и уровня занятости.

Мировой спрос сегодня хрупок и лишен твердых гарантий, частные инвестиции во многих странах сокращаются – в последнее время это наглядно проявляется на примере Китая. То же происходит и в системе потребления домашних хозяйств в странах с развитой экономикой, в которых бо́льшая доля потребления факультативна (например, замещение товаров длительного пользования, путешествия, рестораны). Зная о том, как много времени отняло у США полное восстановление после Великой Депрессии (вплоть до Второй Мировой Войны), когда правительство активно занималось спросом в экономике, кажется, что изменение к лучшему при нынешних тенденциях произойдет не скоро.

Третьим показателем того, что мы застряли в ВЗ1 является наличие долгов. Домохозяйства, корпорации, финансовые институты и правительства сталкиваются с ограничением балансов, что кажется правдоподобным, отчего понижают потребление, замораживают инвестиции и увеличивают сбережения, чем вносит негативный вклад в дефляционную атмосферу.

Меры, призванные уменьшить долю заемного капитала для восстановления баланса, – такие, как выявление убытков, списание с активного баланса и рекапитализация банков – несут долгосрочные преимущества, но чреваты краткосрочными издержками. Действительно, восстановление баланса занимает время, в особенности, в секторе домашних хозяйств, и влечет за собой неизбежное замедление роста.

Налицо немного мрачная картина. Ее можно дополнить, если задать другой, более конкретный вопрос: действует ли сейчас какой-нибудь комплекс политических мер, который через определенное время приведет к повышению уровня и качества роста? Кажется, что и здесь ответ положительный, если допустить, что мы столкнулись с другим видом «векового застоя» - назовем его «Вековой застой 2» (ВЗ2) – который вызван нашим нежеланием или неспособностью применить надлежащее сочетание инструментов активной политики.

Ключевой элемент в комплексе политических мер должен сфокусироваться на решении проблемы возрастающего неравенства. Пока некоторым явлениям, усиливающим эту тенденцию – в частности, глобализации и прогрессу в сфере цифровых технологий – трудно противодействовать в полной мере. Их негативное воздействие можно сократить путем перераспределения через системы налогообложения и социального страхования. Так как экономики испытывают продолжительные структурные изменения, индивиды и семьи нуждаются в ресурсах, чтобы инвестировать их в приобретение эффективных навыков.

Кроме того, денежно-кредитная политика, на которую приходилась основная тяжесть восстановления экономики после кризиса 2008-го года, должна быть пересмотрена. Годы ультранизких процентных ставок и количественных послаблений не привели к удовлетворительному росту совокупного спроса, более того, не сократили негативного воздействия дефляционных процессов – это факт.

Растущие в одностороннем порядке процентные ставки связаны с серьезными рисками, поскольку в условиях сдерживания спроса, более высокие процентные ставки привлекают приток капитала, а это, в свою очередь, приводит к повышению обменного курса, а также подрывает рост рыночной экономики. Директивным органам развитых стран следует учитывать, что им надо установить контроль за движением капитала (как это успешно делается в развивающихся странах). Словом, требуются особые меры и новые пути для выхода из ситуации финансового кризиса.

Третья приоритетная задача – усиление фискальных мер в отношении инвестиций в государственный сектор. Европа, например, платит высокую цену за то, что не полностью использует средства бюджета – решение было принято на фоне политической непопулярности больших долгов и бюджетных трансфертов. Если правильно отформатировать условия, из балансовых отчетов фондов национального благосостояния можно выделить ресурсы для новой инвестиционной политики.

Многим странам, возможно, понадобится подумать над реформами. Это касается налоговой политики, неэффективного или нецелевого использования государственных средств, препятствий на пути к структурным изменениям рынка продукции, производства и несогласованности действий мировых финансовых институтов с реальным положением дел.

Очевидно, ВЗ1 усложняет решение проблем ВЗ2. В самом деле, кажется, что даже активные меры во внутренней и внешней политике будут не достаточны, чтобы уровень спроса и рост экономики не замедлялись. Тем не менее, нет никаких причин откладывать решение этих проблем. Застойные процессы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, могут создать еще более неразрешимую и потенциально неустойчивую ситуацию завтра.

Источник: https://www.project-syndicate.org/commentary/how-to-fight-secular-stagnation-by-michael-spence-2016-08

Оригинальный материал опубликован:
project-syndicate.org

Поддержка сайта Nowmedia