Экспертное мнение

Будет ли «перестройка» в США?
Богуславская Юлия Константиновна
Кандидат политических наук, доцент кафедры американских исследований Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ)
Опубликовано: 14.03.2017
В рамках спецпроектов: В мире, Внешнеполитическая экспертиза

«Для запуска „перестройки“ страны я буду просить Конгресс одобрить законодательные меры, которые предусматривают $ 1 трлн инвестиций в инфраструктуру США. Это будут как государственные, так и частные средства, что позволит создать миллионы рабочих мест», — сказал Трамп во время своего первого выступления перед Конгрессом. Он отметил, что «перестройка» будет базироваться на двух принципах: «покупать американское» и «нанимать американцев». Какого рода перестройка ждет Америку и будет ли она созвучна перестройке СССР? 

В приведённом фрагменте выступления Дональда Трампа перед конгрессом США речь идёт об инвестициях в инфраструктурные проекты. Предложение президента, безусловно, заслуживает внимания, оно представляется важным и своевременным, однако едва ли сопоставимым с теми масштабными трансформациями, которым подверглась экономика нашей страны вследствие начатой М.С. Горбачёвым «перестройки». Однако подобное сравнение полезно, если мы постараемся рассмотреть политическую программу Д. Трампа более широко.

«Перестройка» в Советском Союзе обернулась не только попытками провести модернизацию производства. Для того чтобы подстегнуть преобразования в экономической сфере, потребовалось внедрение рыночных механизмов и гласности в общественно-политической жизни. Придётся ли г-ну Трампу решать столь же масштабные задачи, как те, что стояли перед советским руководством в середине 80-х годов прошлого века? Похоже, об этом речи пока не идёт. Состояние и характеристики современной американской экономики едва ли подлежат сравнению с экономикой советской в «доперестроечную» эпоху.

Так что же общего у Трампа с Горбачёвым, сколь бы экзотичной ни представлялась эта аналогия? Оба хотят одного – ускорения развития национальной экономики. Напомним, что до 1987 года сам термин «перестройка» в СССР широко не использовался. О ней советское руководство заговорило уже позднее, после того, как стало понятно, что меры, предпринятые на первом этапе попыток экономического реформирования (кадровые перестановки, антиалкогольная кампания и т.д.) желаемых результатов не дали.

Что касается Соединённых Штатов, то после окончания экономического кризиса 2008-2009 гг., вследствие своей продолжительности получившего название «Великой рецессии», им удалось восстановить экономический рост. Однако достигнутые страной показатели роста ВВП признавались недостаточными, практически не росла производительность труда. Если в 2015 году экономический рост составил 2,6%, то в 2016 году он опустился до 1,6%, согласно данным Бюро экономического анализа при Департаменте торговли США. Существуют сомнения, что при таких темпах экономического роста американская экономика сможет накопить потенциал, необходимый для преодоления следующего кризиса, в особенности если он по своей продолжительности окажется похожим на Великую рецессию.

Какие же меры предлагает Дональд Трамп для ускорения экономического роста? Контуры их на данный момент таковы.

Во-первых, снижение налогов для корпораций. Так, советник г-на Трампа по вопросам экономики (в период предвыборной кампании) Джон Полсон в своей статье, опубликованной во влиятельном американском издании «Форин афферс», обозначил Соединённые Штаты как экономику, где установлены одни из самых высоких налогов для корпораций среди стран ОЭСР. Он полагает, что снижение налога для корпораций с 35 до 15%, а также снижение налогов на репатриацию капитала (с 35 до 10%) поможет вернуть крупный бизнес в страну, что будет способствовать ускорению экономического роста.

Дональд Трамп лично призывает крупный бизнес вернуться в Соединённые Штаты. На данный момент компания Форд известила о намерении отказаться от строительства завода в Мексике и направить высвободившиеся средства на развитие производства в штате Мичиган. По всей видимости, американский бизнес с некоторым воодушевлением воспринял планы налоговой реформы, а также намерения новой администрации упростить государственное регулирование в отдельных сферах.

Во-вторых, снижение налогов для корпораций должно сопровождаться снижением налогов для среднего класса. Указанная мера станет не только популярной, но и будет стимулировать потребление, способствуя тем самым экономическому росту.

В-третьих, Дональд Трамп призывает вести международную торговлю на справедливой основе. В его понимании это означает повышение налогов на импорт. Данная мера представляется крайне противоречивой. Во-первых, она вызовет негативную реакцию той части бизнес-элиты, чей доход зависит от импорта. Во-вторых, существуют опасения, что принятие таких мер может спровоцировать торговые войны с КНР и даже с традиционными союзниками США в Европе и Азии и при самом негативном сценарии повлечь за собой нарастание международной напряжённости. Наконец, экономический национализм Дональда Трампа вызывает жёсткую критику сторонников либерального курса, которые полагают, что президент недооценивает положительные эффекты от развития международной торговли, состоящие в повышении качества продукции вследствие конкуренции и её удешевлении для американского потребителя.

В-четвёртых, это уже упомянутые инвестиции в восстановление инфраструктуры. Президент заявил, что будет просить конгресс выделить на это довольно внушительную сумму в один триллион долларов. Г-н Трамп полагает, что восстановление инфраструктуры страны должно стать совместной задачей государства и частного бизнеса, однако насколько эффективно удастся привлечь последний и на каких условиях – пока неясно. Ставка же на «всё американское» в процессе реализации инфраструктурных проектов может привести к повышению стоимости последних.

С какими трудностями может столкнуться реализация экономической программы новой администрации?

Во-первых, не все верят в то, что, следуя предложенным г-ном Трампом рецептам можно достичь желаемой планки в 3-4% процента в год роста ВВП.

Во-вторых, уже сейчас в Соединённых Штатах довольно живо обсуждается вопрос о том, откуда взять средства на реализацию масштабных замыслов президента. Особую актуальность данный вопрос обретает вследствие того, что, в отличие от М.С. Горбачёва, Дональд Трамп планирует не сокращать, а наращивать военный бюджет – как заявлено, на 10% в следующем финансовом году. Под угрозой оказалась любимая многими республиканцами программа жилищного строительства и городского развития, чьё финансирование планируется урезать. Таким образом, существуют противоречия в самой президентской партии, которая сегодня контролирует конгресс. От способности новой президентской администрации находить компромисс с конгрессом будет зависеть, состоится ли в достаточной мере «перестройка» по-американски и насколько своевременной она будет.

В-третьих, Дональд Трамп рассчитывает на реиндустриализацию страны, стремясь создать благоприятный бизнес-климат в США. Это позволило бы американцам воспользоваться достижениями «сланцевой революции» - установившимися низкими ценами на энергоносители. Однако снижение налогов при одновременном повышении расходов на оборону, как показал опыт президентства Дж. Буша-мл., создаёт риск роста бюджетного дефицита и объёма государственного долга.

Наконец, необходимо напомнить о том, что Дональд Трамп стал президентом США на волне недовольства широких слоёв населения тем, что средний класс сокращался, его доходы не росли, в стране закрывались заводы вследствие переноса производства крупными корпорациями в развивающиеся страны. Эти социальные слои, пожалуй, так же ждут перемен к лучшему, роста благосостояния, как советский народ на заре «перестройки». Однако опыт экономического развития последних лет показал, что становление нового технологического уклада не обязательно будет сопровождаться увеличением числа высокооплачиваемых рабочих мест, на что так надеются избиратели г-на Трампа. Сейчас складывается прямо противоположная ситуация. В этом нам видится довольно серьёзное противоречие, с которым столкнётся администрация нового президента, – удовлетворит ли избирателей реализация предложенных им мер по ускорению экономического развития? Готова ли к этому экономическая команда г-на Трампа, состоящая из мультимиллиардеров, крупных бизнесменов в прошлом? Или это будут экономические реформы, выгодные лишь узкой прослойке наиболее состоятельных граждан и лишь углубляющие неравенство?

 Неспособность смягчить социально-экономические противоречия – и тем самым приблизиться к выполнению основного пункта своей политической программы – сделает президента очень уязвимым и поставит под вопрос возможность переизбрания.

Увидим ли мы «перестройку» в США, сопоставимую с той, что планировали архитекторы советской экономической политики, но не смогли в полной мере реализовать? Несмотря на то, что программа Трампа в целом предполагает некоторый риск и в ней заложены противоречия, её реализация способна ускорить экономический рост, а, значит, достигнуть определённого минимума, который потом можно будет предъявить избирателю. Однако что касается урегулирования сложной социоэкономической ситуации, сложившейся в США, то здесь интересы экономической элиты могут войти в противоречие с интересами остальных слоёв населения. Многое будет зависеть от способности американского общества к нахождению компромисса. И здесь позитивный опыт «нового курса» Ф.Д. Рузвельта способен внушить слабый оптимизм…

Материал подготовлен в сотрудничестве с Информационно-аналитическим агентством "Внешнеполитическая Экспертиза".

Поддержка сайта Nowmedia