Экспертное мнение

«Америка в первую очередь»: проект бюджета США на 2018 фин. год сокращает финансирования программ ООН
Богуславская Юлия Константиновна
Кандидат политических наук, доцент кафедры американских исследований Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ)
Опубликовано: 24.03.2017
В рамках спецпроектов: В мире, Внешнеполитическая экспертиза

Белый дом поручил сотрудникам Госдепа США добиться сокращения более чем на 50% финансирования программ ООН. Под крупное финансовое сокращение попадут миротворческие операции ООН, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и программы развития ООН. Предполагается также, что будет урезано финансирование Всемирной продовольственной программы и программы по беженцам. Как отреагирует мировое сообщество? Не дискредитирует ли это саму идею ООН? 

 

Администрация Дональда Трампа опубликовала предварительный проект бюджета на 2018 фин. год, содержащий новый взгляд на то, как должны распределяться средства между основными статьями. Документ носит символичное название «Америка в первую очередь» (AmericaFirst. A Budget Blueprint to Make America Great Again https://www.whitehouse.gov/sites/whitehouse.gov/files/omb/budget/fy2018/2018_blueprint.pdf)

Основной упор авторы проекта сделали на обеспечение безопасности американских граждан. Военные расходы планируется повысить на 10 процентов. 52 млрд. дол. будут дополнительно выделены министерству обороны и ещё 2 млрд. на иные военные программы. Таким образом, военный бюджет США в 2018 фин. году может составить 639 млрд. дол. (против 574 млрд. дол. в текущем году). Авторы проекта признают, что столь существенное годовое увеличение расходов на оборону станет одним их крупнейших в американской истории. Более высокий годовой рост военных расходов наблюдался лишь во времена президентства Рональда Рейгана и в периоды участия страны в крупных войнах (две мировые войны, войны в Корее, Вьетнаме, Ираке и Афганистане).

Предполагается, что наращивание оборонных расходов в мирное время станет прямой инвестицией в усиление военного потенциала США, а также поможет преодолеть последствия секвестирования, предпринятого в период президентства Обамы.

В то же время, республиканская администрация в Белом доме не желает идти против линии своей партии и допускать ситуацию, в которой бюджет США будет сводиться с немалым дефицитом. С этой целью была предпринята попытка избавиться от неэффективных, с точки зрения команды Трампа, расходов. И здесь сокращения финансирования на 28 процентовследует ждать Государственному департаменту и Агентству международного развития. В этом, опять же, предложения новой администрации полностью отвечают предпочтениям Республиканской партии США, традиционной противницы «большого» правительства и расширения государственных программ.

Сокращения коснутся расходов на содержание международных организаций. И здесь основной жертвой становится Организация Объединённых Наций. Так, согласно тексту упомянутого проекта бюджета «Америка в первую очередь», планируется сократить финансирование ООН и аффилированных с ней агентств, а также миротворческих акций организации.

Администрация Трампа заявляет о стремлении уменьшить или прекратить прямое финансирование международных организаций, чьядеятельность не способствуют в существенной мере продвижению внешнеполитических интересов США, дублируется или плохо управляется» (https://www.whitehouse.gov/sites/whitehouse.gov/files/omb/budget/fy2018/2018_blueprint.pdf)При этом целесообразность деятельности ООН как таковой или программ развития вовсе не ставится по сомнение. На уровне политической риторики Соединённые Штаты заявляют лишь о непрекращающемся росте расходов организации, а также о необходимости более справедливо распределять издержки по финансированию её деятельности между государствами-членами.

Действительно, на сегодняшний день США являются основным донором Организации Объединённых Наций, взяв на себя 22 процента по наполнению регулярного бюджета и 28,6% расходов на проведение миротворческих операций. В случае полуавтономных по отношению к ООН организаций, таких как Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), где финансирование осуществляется на основе добровольных пожертвований государств, США также выступают главным спонсором (в 2016 г. ими было выделено около 407 млн. дол. ЮНИСЕФ).

После окончания «холодной» войны наблюдался беспрецедентный рост числа миротворческих операций ООН, а, соответственно, и расходов государств-членов по этой статье. В конце 2016 г. организация заявила о крупнейшем с 1945 года гуманитарном кризисе и запросила рекордную сумму – 22, 2 млрд. дол. – на гуманитарные программы (http://www.un.org/apps/news/story.asp?NewsID=55714#.WNJBbzuLTIU). И только регулярный бюджет ООН на 2016-2017 гг. несколько сократился – на 2,3 процента – в сравнении с 2014-2015 гг. (http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2553525). На фоне этого не утихает критика в адрес ООН – как и других многосторонних институтов – в том, что касается качества и своевременности их действий, роста бюрократизации и низкой экономической эффективности (https://www.thecipherbrief.com/article/growing-skepticism-un-1095). В вину организации ставят крупные провалы в Сомали, Руанде, сегодняшнюю пассивность в Сирии.

Взносы государств в регулярный бюджет и бюджет миротворческих операций исчисляются по утверждённой Генеральной Ассамблей формуле, где в расчёт принимается средний показатель ВВП за десятилетний период, ВВП на душу населения, размер внешней задолженности. Что касается расходов на миротворческие операции, то здесь предполагается, что постоянные члены Совета Безопасности должны принимать более весомое участие в их финансировании.

Разумеется, Соединённые Штаты как суверенное государство оставят за собой окончательное решение относительно размеров взносов в общую «копилку» ООН, однако понесут ли они репутационные издержки от решения сократить свой вклад?

Очевидно, уже несут, так как и внутри страны, и в самой Организации Объединённых Наций, и со стороны союзников раздаётся критика в адрес такого решения (http://www.aljazeera.com/news/2017/03/trump-budget-cuts-foreign-aid-170316233601387.htm).

Оппозиционно настроенные по отношению к Трампу сенаторы от Республиканской партии Линдси Грэм и Марко Рубио в США утверждают, что безопасность страны невозможно обеспечить только путём наращивания оборонных расходов.

Очевидно, что момент «беспрецедентного гуманитарного кризиса» в мире выбран не вполне удачно для сокращения расходов на финансирование ООН. Проблема усугубляется ещё и тем, что ранее администрация Трампа ввела иммиграционные ограничения для граждан семи стран Ближнего Востока.Всё это поможет критикам Дональда Трампа изобразить его этаким недальновидным милитаристом, абсолютно глухим к человеческим страданиям.

Возможно, несколько пострадает и имидж США как прогрессивного лидера мирового сообщества. Однако, даже существенно урезав финансирование ООН и отдельных гуманитарных программ,Вашингтон не утратит статус их основного спонсора. Администрация Трампа считает, что доля страны в общем бюджете миротворческой деятельности не должна превышать 25% (сейчас их доля составляет 28, 57%).

А что же потенциальные конкуренты США? Сейчас много говорится о том, что КНР укрепляет свои позиции и статус в международных отношениях. Не так давно это государство заняло вторую строчку в списке доноров для миротворческих операций ООН. Однако доля Пекина в общем бюджете сейчас составляет всего 10,29 %, что намного ниже затрат США (разумеется, во внимание следует принять различие в уровнях благосостояния граждан двух стран). Несомненно, разрыв между США и КНР сократится, однако Вашингтон по-прежнему продолжит лидировать.

В то же время Китай, активизировавший свою деятельность в ООН (http://old.mgimo.ru/news/experts/document246838.phtml) и развивающий гуманитарные программы, в ближайшей перспективе будет рассматриваться как более ответственное государство на мировой арене, чем решившие сократить расходы Соединённые Штаты.

Что касается традиционных союзников Соединённых Штатов в Европе, то, несмотря на многочисленные публикации о глубоком ценностном разрыве между американской политической элитой и политическим руководством европейских стран, особенно в таких вопросах, как регулирование международной торговли, миграции, путей обеспечения национальной безопасности, европейские политики предпочитают вести себя сдержанно. Во Франции и ФРГ грядут выборы. И там, и в других странах Европы есть политические силы, высоко оценивающие внутреннюю политику Трампа. Можно ожидать постепенного роста противоречий между США и Европой. Конечно, многое будет зависеть от итогов выборов во Франции и ФРГ. Однако, пока идея российской угрозы Европе будет культивироваться различными политическими силами, Старый свет продолжит с надеждой смотреть за океан, и даже символическое ослабление или снижение активности лидера будет вызывать опасения. 

Материал подготовлен в сотрудничестве с Информационно-аналитическим агентством "Внешнеполитическая Экспертиза".

Поддержка сайта Nowmedia